В этом возрасте у ребенка происходит быстрое, но неравномерное развитие мышечной ткани: интенсивно развиваются крупные мышцы, несколько отстают мелкие. Кроме того, для развития ребенка 3 лет и старше характерно быстрое «вытягивание»: это происходит за счет быстрого развития костной ткани. Увеличивается голова малыша, потому что кости черепа тоже стремительно растут и развиваются.
Если до 3 лет малыш, в основном, проводил время с мамой, папой, бабушкой и воспринимался исключительно как сын, дочка, внук или внучка, то после достижения этого возраста большинство детей отправляются в детский сад. Теперь они уже не только любимые крохи, а воспитанники, члены коллектива, дошкольники.
В это время у малыша развивается игровая деятельность, связанная с его интересами и потребностями, развиваются процессы восприятия, наглядно-образное и речевое мышление, появляется интерес к взаимодействию – как игровому, так и речевому. Ребенок начинает использовать в игре вместо игрушек предметы-заместители.
У ребенка возникает желание участвовать в подвижных играх и игровых упражнениях.
В комплекс упражнений для данного возраста входят:
- ходьба (друг за другом, на носочках и пяточках, перешагивая предметы);
- бег (по прямой и по кругу, между предметами и врассыпную, со сменой темпа);
- прыжки (на двух ногах, перепрыгивание);
- ползание и лазание;
- бросание и ловля;
- общеразвивающие упражнения для рук и плеч, ног, туловища;
- музыкально-ритмические движения.
В этом возрасте ребенок уже должен уметь
- дифференцировать мягкие и твердые звуки;
- называть единственное и множественное число существительных, использовать уменьшительно-ласкательные суффиксы;
- согласовывать прилагательные и существительные в роде, числе и падеже;
- использовать интонационные средства выразительности речи.
У ребенка появляется интерес к различным видам творческой деятельности. Он уже пытается отобразить окружающий мир с помощью штрихов, линий и мазков. Пока это только прямые, вертикальные и округлые линии, но зато уже нарисованные самостоятельно, своей собственно ручкой. Малыш учится работать с пластилином: разминать его и раскатывать, сплющивать, отрывать комочки. Он уже может сделать свою первую аппликацию – пусть даже из готовых форм.
В клубе уделяется внимание всем сторонам развития личности ребенка.
Цель программы, созданной специалистами нашего клуба на основе современных российских методик, – способствовать умственному, физическому, социальному и эстетическому развитию детей раннего возраста средствами музыкального воспитания. Музыкально-игровая деятельность является средством общего и социального развития, способом сохранения творческого контакта между родителями и детьми.
Программа соответствует современным требованиям к образовательной программе:
1. Она имеет развивающий характер, ориентирована на общее и музыкальное развитие ребенка.
2. В ней учтены идеи оздоровительного и развивающего компонента.
3. Программа ориентирована на создание психологического комфорта и эмоционального благополучия ребенка.
Занятия включают в себя набор упражнений в сопровождении музыки. Комплекс упражнений направлен на:
- укрепление мышц туловища и конечностей;
- развитие координации движений;
- формирование правильной осанки;
- развитие мелкой моторики;
- развитие ловкости;
- быстроту реакции;
- формирование умения переключаться;
- развитие чувства ритма;
- развитие слухо-моторной координации;
- формирование умения действовать в коллективе.
В комплекс входят:
1. Игры на общение (коммуникативные, хороводные).
2. Пальчиковая гимнастика.
3. Игры-потешки.
4. Игры-массаж.
5. Игры-катания.
6. Игры с предметами.
7. Игры с подражательными движениями.
8. Игры с ловлей.
9. Игровая гимнастика.
10. Развитие речи (в прочесе пения и игр).
11. Развитие музыкально-слуховых представлений.
12. Слушание музыки.
13. Игра на шумовых инструментах.
Каждое занятие включает блок художественно-производительной деятельности. Дети знакомятся с разнообразными изобразительными материалами, учатся первым приемам рисования, лепки, аппликации, конструирования. Воспитывается положительное отношение к данным видам деятельности, формируется интерес, как к процессу, так и к результату.