Значение правильной речи в формировании личности ребёнка переоценить трудно. Известно, что к концу дошкольного периода развития при отсутствии патологических изменений центральной нервной системы, периферического речевого аппарата, неблагоприятных социальных условий и речевой среды у детей формируется речь как полноценное средство обучения. В настоящее время достаточно большой процент детей, не получивших своевременной помощи логопеда-дефектолога, к моменту поступления в школу имеют выраженные отклонения в речевом развитии.
На логопедическом обследовании логопед дефектолог выявит:
- нарушения звукопроизношения и их причины;
- нарушения фонематического слуха;
- выявит сформированность навыка звукового анализа и синтеза;
- логопед-дефектолог исследует словарный запас ребёнка , его активную и пассивную составляющую;
- проверит грамматическую правильность речи;
- связную речь.
Логопед дефектолог работает со следующими видами речевых и познавательных нарушений:
- нарушение произношения одного или нескольких звуков (дислалия и сложная дислалия)
- стойкое нарушение фонематического слуха (ФФН)
- общее недоразвитие речи 3 уровней (ОНР)
- задержка психоречевого развития (ЗПРР)
- отсутствие речи (алалия)
- нарушения плавности и темпа речи (заикание)
- нарушения письменной речи (дисграфия и дислексия)
- нарушения звукопроизношения при патологии ЦНС (дизартрия).
На коррекционных занятиях логопед дефектолог использует:
- логопедический массаж
- артикуляционную гимнастику
- дыхательную гимнастику
- пальчиковую гимнастику
- логоритмику
Так же логопед-дефектолог проводит занятия по расширению, уточнению и активизации словарного запаса, используя на занятиях специальную методическую литературу, а так же логопедические пособия.
Логопед-дефектолог использует дидактический материал для проведения занятий по коррекции аграмматизмов, для формирования навыка пересказа и рассказа. Следует отметить, что все занятия, направленные на коррекцию звукопроизношения и развитие речи, стимулируют познавательную деятельность ребёнка, активизируют его восприятие, память и мышление.