Взаимодействие логопеда и родителей в детском
клубе InDigo
Андреева
Светлана Деомидовна, учитель-логопед
Детский клуб InDigo посещают дети от 1 года до 7 лет. Количество речевых нарушений у
детей, посещающих клуб, в последние годы имеет тенденцию к увеличению. Работа
по коррекции речи в клубе уделяется большое внимание.
Чаще речевые дефекты наблюдаются в произношении,
правильно формировать которое довольно сложно, поскольку ребёнку необходимо
научиться управлять своими органами речи, осуществлять контроль за собственной
речью и речью окружающих. Дефекты звукопроизношения сами собой не исчезают.
Неотъемлемой частью работы по устранению речевых
нарушений у детей является тесное взаимодействие логопеда и родителей.
Недооценка родителями раннего выявления речевых
дефектов и своевременное воздействие на них, говорят о необходимости
своевременной работы на всех этапах коррекции. Поэтому в детском клубе InDigo я уделяю большое внимание работе с
родителями. В системе провожу консультации, беседы, оформляю наглядную
информацию в уголке для родителей, разрабатываю методические пособия, сборники
с речевым материалом для работы по устранению конкретных речевых нарушений,
разрабатываю и выдаю памятки в помощь родителям для занятий с ребёнком дома.
На практике приходится сталкиваться с различными по
социальному статусу и требованиями семьями. Для одних нужно разъяснение,
участие и подбадривание, а другим - настойчивость в достижении желаемых
результатов.
В сентябре, после обследования состояния речи ребёнка,
родителям разъясняю сущность логопедического заключения и основные направления
коррекции.
Вся работа по формированию речи может быть разделена
на этапы: развитие мотивационной основы речевой деятельности и формирование
имитационных способностей; расширение словарного запаса и совершенствование
грамматического строя речи; развитие диалогической и монологической форм речи.
На каждом из этих этапов решается ряд коррекционных
целей и задач: формирование навыка понимания речи; уточнение значений слов,
имеющихся у детей в активном запасе, знакомство с новыми словами, овладение
способами употребления новой лексики; уточнение значений имеющихся в речи детей
грамматических форм, овладение новыми грамматическими формами и конструкциями,
использование их в самостоятельной речи; формирование навыка связной
диалогической и монологической речи; формирование и развитие навыков
речемыслительной деятельности (речевого анализа, синтеза, речевых обобщений);
формирование и совершенствование звуковой стороны речи.
Сроки преодоления речевых недостатков зависят: от
степени сложности дефекта; от возрастных и индивидуальных особенностей ребёнка;
от регулярности проведения занятий; от участия родителей в коррекционном
процессе.
Родителей стараюсь нацелить на систематическую работу
с ребёнком, напоминаю, что четкая и правильная речь нужна ребёнку на протяжении
всей его жизни.
На консультациях и совместных занятиях с родителями
показываю логопедические приёмы (артикуляционная и дыхательная гимнастика и
др.) для домашних занятий.
На этапе автоматизации звуков особое внимание
родителей обращаю на необходимость постоянного контроля над поставленными
звуками, т.к. тонус артикуляционной мускулатуры ещё ослаблен, и
"сломать" старый речевой стереотип трудно. У ребенка не всегда может
все получаться сразу, что вызывает отказ от дальнейших занятий. На звуковые и
речевые ошибки следует указывать осторожно, т.к. поставленные звуки правильно
произносить ребенок пока может не во всех случаях.
Таким образом, взаимодействие логопеда и родителей в детском клубе InDigo активизировало участие родителей в
коррекционной работе; у них появилась удовлетворенность работой; повысилась их
педагогическая компетентность в вопросах речевого развития детей. Родители
берут на себя закрепляющие и поддерживающие функции в работе над речью, тем
самым создают мотивацию к преодолению речевых и коммуникативных трудностей. В
результате взаимодействия логопеда и родителей наблюдается положительная
динамика речевого и общего развития детей, углубляется взаимопонимание со
взрослыми и сверстниками.
|